Катализатор – обязательный элемент бензинового автомобиля, очищающий выхлопные газы, которые в свою очередь наносят вред здоровью людей и окружающей среде. Каталитический нейтрализатор уменьшает содержание вредных компонентов выхлопа.
Автомобильный катализатор представляет собой металлический цилиндр с керамической матрицей в виде ячеек с напылением драгоценных химических веществ, которые очищают отработанные газы и высоко ценятся при сдаче в пункт приема цветных металлов.
Основные драгметаллы, содержащиеся в катализаторе:
- Родий – отвечает за очищение вредных веществ в катализаторах. Прочный химический элемент стойкий к воздействию агрессивных сред.
- Платина – один из элементов выхлопной системы, обеспечивающий снижение уровня вредных выбросов.
- Палладий – нужен для дожигания отработанных газов.
Кроме того нейтрализаторы могут содержать церий, никель, хром и прочие химические элементы.
Какой фильтр лучше металлический или из керамики
Металлическое изделие – надежное, но и более дорогостоящее. Металлическая начинка ударопрочная, не боится влаги, но не терпит низкокачественное топливо и попадание в выхлопную систему химических реагентов.
По стоимости выгоднее приобретать катализатор с керамическими ячейками. Он чаще встречается в автомобилях, но имеет ряд недостатков:
- боится резких механических ударов (столкновение с камнем приведет к расколу ячеек);
- боится воды – при попадании влаги из луж на раскаленный прибор, соты также приходят в негодность;
- разрушается при неисправностях в системе зажигания, когда в выхлопную трубу попадает несгоревший бензин. Запуск двигателя приводит к взрыву в катализаторе и разрушению сот;
- накопление керамической пыли, которая попадает в двигатель.
Как продлить срок службы автомобильных катализаторов
При верном подходе к эксплуатации катализатор прослужит до 150 тыс. км. Негативное воздействие внешних факторов приводит к досрочному выходу из строя.
Чтобы нейтрализатор работал исправно, стоит соблюдать ряд правил:
- используйте качественное топливо. Чем ниже качество бензина, тем скорее нейтрализатор испортится;
- следите за уровнем масла. При высоком расходе часть оседает на сотах, не сгорает и забивает каналы;
- поддерживайте работоспособность системы зажигания;
- не удалось завестись, сделайте перерыв, чтобы несгоревший бензин испарился. В противном случае – взрыв в катализаторе и оплавленные соты гарантированы;
- при неисправностях в электрике, для устранения которых требуется запуск двигателя, предварительно отсоедините реле топливного насоса. Так ГСМ не попадет в выхлопную систему и продлит работу катализатора.
Признаки неисправности
Как понять, что нейтрализатор сломался? Обратите внимание на следующие признаки:
- возрос расход топлива;
- появилось излишнее задымление;
- неустойчивая работа на холостом ходу;
- появилось дребезжание в месте нахождения выхлопной трубы;
- снизилась мощность двигателя.
Вышедший из строя катализатор придется заменять новым. Отремонтировать устройство невозможно. Если диагностика выдала поломку нейтрализатора, мастера СТО предложат несколько вариантов решения проблемы:
- поставить оригинальный или универсальный нейтрализатор;
- прочистить фильтр спецсредствами;
- установить пламегаситель – не очистит отработанные газы, но уберет дребезжание и прочий фоновый шум. При этом перепрошивается блок управления, чтобы система работала в штатном режиме.
Если устранение неполадок невозможно, самым логичным вариантом будет сдать отработанный катализатор в пункт приема металлических изделий.