Сажевый фильтр – обязательный атрибут выхлопной системы автомобиля, полностью очищающий выхлоп от сажи и копоти. Бензиновые модели снабжаются катализаторами, а дизельные сажевыми нейтрализаторами. Устанавливаются недалеко от двигателя, в месте, где температура выхлопа максимальная.
Виды фильтров:
- Без катализатора – когда оба очистителя устанавливаются отдельными элементами выхлопной системы.
- Комбинированный – совмещаются оба способа очищения в одном устройстве. Боковины ячеек матрицы покрываются титаном, что и предусматривает сгорание угарных газов.
Принцип работы
Работа сажевого очистителя заключается в двух этапах, следующих друг за другом: очищение от сажи и последующая регенерация. По сути, сажевый фильтр – металлический цилиндр, наполненный сетью керамических трубок, структура которых напоминает соты. Ячейки разносторонне закрыты, чтобы попавшая внутрь сажа там и оседала. Кроме того цилиндр оснащен датчиками, контролирующими уровень загрязнения и температуру очистителя.
Датчики:
- Температурной коррекции и разности давлений – устанавливаются перед и за фильтром.
- Температуры выхлопных газов – защищает от перегревания при регенерации.
- Лямбда-зонд – для проверки циклов восстановления фильтра и расчета расхода топлива.
- Контрольная лампочка на панели управления.
При загрязненности запускается очищение ячеек – регенерация.
Виды регенерации:
- пассивная – запускается при длительных поездках, когда температура поддерживается 300-500 градусов по Цельсию. В этом случае частицы сажи сгорают. Главное условие – длительный проезд, без остановок.
- активная – когда поездки совершаются в пределах населенного пункта, с постоянными пробками – регенерации не хватает времени на повышение температуры до нужных показателей. В автомобилях предусмотрена автоматический запуск регенерации – считывается информация с датчиков, температура разогревается до 650 градусов, сажа сжигается, ячейки очищаются.
Очистить сажевый фильтр можно и с помощью промывки – специальные реагенты впрыскиваются внутрь, сажа размягчается и выводится из сот, после чего сгорает быстрее.
При правильной эксплуатации и регулярной регенерации, срок службы сажевого фильтра составляет 120 тыс. км, в городских пробках снижается до 100 тыс.км.
Признаки неисправности сажевого фильтра
Обратите внимание на работу двигателя, если заметили следующие неисправности, пришла пора менять ДСФ:
- расход топлива увеличился, а тяга снизилась;
- уровень масла в двигателе повысился;
- дым стал плотнее и обильнее при выхлопе;
- работа двигателя сопровождается шипением;
- приборная панель сигнализирует о неисправности.
Следствием неисправности становится замена на новый, ремонт (промывка) старого или программное удаление очистителя. Если отключить корректно, работа двигателя не пострадает, важно не забыть физически вырезать сажевый фильтр из автомобиля и установить эмулятор (пламегаситель), посылающий сигналы в блок управления.
Но обмануть блок управления пламегасителем получится не на всех машинах, современные модели не тронутся с места. В таких автомобилях фильтр придется чистить на СТО, а когда процедура не даст должного эффекта менять на новый.
Как помочь работе сажевого фильтра
- Не стоять подолгу в пробках.
- Для правильного запуска регенерации выезжать на трассу и проезжать 40-50 км без остановок.
- Использовать качественное масло. Плохое масло приводит к дополнительному загрязнению фильтра и скорейшему выходу из строя.
Если устранение неполадок невозможно, самым логичным вариантом будет сдать сажевый фильтр в пункт приема металлических изделий.