Большинство автолюбителей недооценивают важность каталитического нейтрализатора, а некоторые – узнают об этом элементе выхлопной системы только при ремонте. Это устройство создано для очистки отработанных газов от токсичных компонентов, негативно влияющих на здоровье человека и состояние окружающей среды – оксиды углерода и азота, сажа, углеводороды. Рассмотрим общую информацию о катализаторах – что они из себя представляют и как работают.
Принцип действия катализаторов
Катализатор состоит из двух основных элементов – корпус из стали и внутренний металлический или керамический носитель с большим количеством ячеек. Такая структура обеспечивает большую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализаторов. Соты обработаны напылением из драгоценных металлов, которые придают устройству каталитические свойства:
- Платина.
- Родий.
- Палладий.
Вступая в контакт с отработанными газами, эти материалы преобразуют вредные вещества в гораздо более безопасные – воду, азот, углерод.
Процесс фильтрации выхлопов происходит до тех пор, пока они свободно двигаются через мелкие ячейки. Однако автокатализатор – достаточно хрупкая деталь, которая редко «живет» более, чем 100 тысяч километров пробега. Особенно это касается керамических изделий, характеризующихся низкой устойчивостью к различным факторам.
Причины повреждения катализаторов
Изделия выходят из строя раньше заявленного производителем срока, если водитель:
- Не соблюдает рекомендации по эксплуатации.
- Часто ездит по бездорожью – от тряски и ударов элементы нейтрализаторов откалываются.
- Предпочитает «экстремальный» стиль вождения.
- Использует недоброкачественный бензин с большим количеством присадок.
- Слишком сильно и часто давит на педаль газа.
Причинами неисправности также становятся проблемы в работе системы зажигания, резкие температурные перепады, регулярная езда на холостом ходу, попадание «незамерзайки», масел и других технических жидкостей в камеру сгорания. Забитый или сломанный автонейтрализатор перестает выполнять свою главную функцию, что приводит к увеличению количества выхлопных газов и снижению мощности двигателя. В самых «запущенных» случаях даже возможно возгорание в моторном отсеке.
Управляя автомобилем с испорченным катализатором, вы рискуете потратить внушительную сумму на комплексный ремонт выхлопной системы. Чтобы избежать лишних расходов, рекомендуется своевременно заменять запчасти.