Знать, что такое автомобильный катализатор и как он работает, необходимо каждому автолюбителю. Понимая принцип действия запчасти, вы сможете вовремя выявить основные признаки неисправности и устранить проблему. Каталитический нейтрализатор представляет собой важный элемент топливной системы, который выполняет две функции:
- Снижение уровня токсичных компонентов в составе отработанных выхлопных газов.
- Полное удаление выхлопов из камеры сгорания.
Автокатализаторы устанавливаются на транспортные средства как с бензиновым, так и с дизельным типом двигателя. В первом случае чаще используются запчасти, в которых преобладает палладий, во втором – платиносодержащие элементы.
Принцип работы
Автонейтрализатор устанавливается сразу за выпускным коллектором двигателя и представляет собой конструкцию, состоящую из трех основных элементов:
- Металлический корпус, который отличается стойкостью к температурным перепадам и другим внешним воздействиям, а также защищает устройство от механических повреждений.
- Носитель из металла или керамики. Эта деталь имеет ячеистую структуру – минимальная удаленность «сот» друг от друга увеличивает площадь соприкосновения выхлопных газов с поверхностью катализатора. В результате отработанные выбросы удаляются быстрее.
- Рабочая поверхность, обработанная тонким слоем редких драгоценных металлов: родий, платина, палладий (в отечественных нейтрализаторах встречается также золото). Именно эти материалы обеспечивают запчасти каталитические свойства.
В составе выхлопов присутствует три токсичных элемента, которые при попадании в воздух в определенной концентрации загрязняют атмосферу – угарный газ, оксид азота, углеводороды. Задача нейтрализатора – преобразовать эти вещества в безопасные для человека и окружающей среды. Процесс фильтрации выхлопных газов происходит следующим образом:
Выбросы попадают в ячейки автонейтрализатора.
- Благодаря напылению из драгоценных металлов компоненты окисляются и преобразуются в безвредные углекислый газ и водяной пар.
- Родий превращает азотный оксид в обычный азот, не представляющий опасности для живых организмов.
- Очищенные газы поступают в атмосферу.
Обратите внимание: эффективность работы катализатора напрямую зависит от его температуры. Чем сильнее разогревается устройство, тем быстрее и качественнее происходит фильтрация. Однако регулярная эксплуатация детали в режиме свыше 1000 градусов может привести к преждевременному выходу из строя. На срок службы запчасти влияют и другие факторы – особенно неисправностям подвержены керамические нейтрализаторы, которые отличаются высокой хрупкостью и слабой устойчивостью к различным воздействиям.
Основные причины поломки катализатора
Несмотря на то, что в среднем автонейтрализаторы рассчитаны на пробег 100 000 километров, детали часто изнашиваются гораздо раньше срока, заявленного производителем. К неисправности катализатора могут привести:
- Пренебрежение регулярным техническим обслуживанием.
- Использование недоброкачественного бензина с большим количеством присадок и добавок.
- Плохое состояние автомобильных дорог – особенно эта проблема актуальна для жителей регионов.
- Особенности климата: резкие температурные перепады в течение дня, сильная жара или, наоборот, преобладание слишком низких температур.
- «Экстремальный» стиль вождения, частая езда в условиях бездорожья.
- Несоблюдение рекомендаций производителя по эксплуатации устройства.
Понять, что катализатор требует замены, достаточно просто. О проблемах свидетельствуют следующие признаки:
- Выхлопные газы приобрели неприятный едкий запах, который ощущается даже в салоне авто – это самый верный знак, что нейтрализатор не справляется со своей главной задачей.
- Увеличилось количество выхлопов.
- Автомобиль стал чаще глохнуть, а в некоторых случаях, совсем перестает заводиться.
- При попытке набрать скорость ощущаются вибрации, слышны стуки, посторонние шумы.
- Без видимых причин повысился расход топлива, а мощность мотора, наоборот, снизилась.
- Ухудшилась динамика авто: машину «заносит» на поворотах, при выполнении различных маневров.
- На приборной панели загорается надпись «Check engine». Стоит отметить, что этот симптом характерен и для других проблем, например, недостаточное количество машинного масла, неисправности двигателя или топливного фильтра.
- Система охлаждения стала запускаться чаще, чем обычно.
Совокупность нескольких тревожных сигналов говорит о том, что катализатор пора менять. В некоторых случаях, проблемы возникают из-за «забитых» сажей и грязью ячеек устройства. Чтобы устранить неисправность, достаточно снять автонейтрализатор, и «продуть» соты специальным чистящим средством. Однако если вы видите, что ячейки основательно разрушены, смысла «реанимировать» запчасть нет. Лучший способ избавиться от сломанной или отработанной детали – сдать в скупку.