Что такое автомобильный катализатор

Что такое автомобильный катализатор

Знать, что такое автомобильный катализатор и как он работает, необходимо каждому автолюбителю. Понимая принцип действия запчасти, вы сможете вовремя выявить основные признаки неисправности и устранить проблему. Каталитический нейтрализатор представляет собой важный элемент топливной системы, который выполняет две функции:

  1. Снижение уровня токсичных компонентов в составе отработанных выхлопных газов.
  2. Полное удаление выхлопов из камеры сгорания.

Автокатализаторы устанавливаются на транспортные средства как с бензиновым, так и с дизельным типом двигателя. В первом случае чаще используются запчасти, в которых преобладает палладий, во втором – платиносодержащие элементы.

Принцип работы

Автонейтрализатор устанавливается сразу за выпускным коллектором двигателя и представляет собой конструкцию, состоящую из трех основных элементов:

  1. Металлический корпус, который отличается стойкостью к температурным перепадам и другим внешним воздействиям, а также защищает устройство от механических повреждений.
  2. Носитель из металла или керамики. Эта деталь имеет ячеистую структуру – минимальная удаленность «сот» друг от друга увеличивает площадь соприкосновения выхлопных газов с поверхностью катализатора. В результате отработанные выбросы удаляются быстрее.
  3. Рабочая поверхность, обработанная тонким слоем редких драгоценных металлов: родий, платина, палладий (в отечественных нейтрализаторах встречается также золото). Именно эти материалы обеспечивают запчасти каталитические свойства.

В составе выхлопов присутствует три токсичных элемента, которые при попадании в воздух в определенной концентрации загрязняют атмосферу – угарный газ, оксид азота, углеводороды. Задача нейтрализатора – преобразовать эти вещества в безопасные для человека и окружающей среды. Процесс фильтрации выхлопных газов происходит следующим образом:

Выбросы попадают в ячейки автонейтрализатора.

  1. Благодаря напылению из драгоценных металлов компоненты окисляются и преобразуются в безвредные углекислый газ и водяной пар.
  2. Родий превращает азотный оксид в обычный азот, не представляющий опасности для живых организмов.
  3. Очищенные газы поступают в атмосферу.

Обратите внимание: эффективность работы катализатора напрямую зависит от его температуры. Чем сильнее разогревается устройство, тем быстрее и качественнее происходит фильтрация. Однако регулярная эксплуатация детали в режиме свыше 1000 градусов может привести к преждевременному выходу из строя. На срок службы запчасти влияют и другие факторы – особенно неисправностям подвержены керамические нейтрализаторы, которые отличаются высокой хрупкостью и слабой устойчивостью к различным воздействиям.

Основные причины поломки катализатора

Основные причины поломки катализатора

Несмотря на то, что в среднем автонейтрализаторы рассчитаны на пробег 100 000 километров, детали часто изнашиваются гораздо раньше срока, заявленного производителем. К неисправности катализатора могут привести:

  • Пренебрежение регулярным техническим обслуживанием.
  • Использование недоброкачественного бензина с большим количеством присадок и добавок.
  • Плохое состояние автомобильных дорог – особенно эта проблема актуальна для жителей регионов.
  • Особенности климата: резкие температурные перепады в течение дня, сильная жара или, наоборот, преобладание слишком низких температур.
  • «Экстремальный» стиль вождения, частая езда в условиях бездорожья.
  • Несоблюдение рекомендаций производителя по эксплуатации устройства.

Понять, что катализатор требует замены, достаточно просто. О проблемах свидетельствуют следующие признаки:

  • Выхлопные газы приобрели неприятный едкий запах, который ощущается даже в салоне авто – это самый верный знак, что нейтрализатор не справляется со своей главной задачей.
  • Увеличилось количество выхлопов.
  • Автомобиль стал чаще глохнуть, а в некоторых случаях, совсем перестает заводиться.
  • При попытке набрать скорость ощущаются вибрации, слышны стуки, посторонние шумы.
  • Без видимых причин повысился расход топлива, а мощность мотора, наоборот, снизилась.
  • Ухудшилась динамика авто: машину «заносит» на поворотах, при выполнении различных маневров.
  • На приборной панели загорается надпись «Check engine». Стоит отметить, что этот симптом характерен и для других проблем, например, недостаточное количество машинного масла, неисправности двигателя или топливного фильтра.
  • Система охлаждения стала запускаться чаще, чем обычно.

Совокупность нескольких тревожных сигналов говорит о том, что катализатор пора менять. В некоторых случаях, проблемы возникают из-за «забитых» сажей и грязью ячеек устройства. Чтобы устранить неисправность, достаточно снять автонейтрализатор, и «продуть» соты специальным чистящим средством. Однако если вы видите, что ячейки основательно разрушены, смысла «реанимировать» запчасть нет. Лучший способ избавиться от сломанной или отработанной детали – сдать в скупку.

Понравилась информация? Поделись с друзьями
Возможно, вас заинтересует:
Акции и новости Подпишитесь, и вы всегда будете в курсе!